Колчанов.ru
RussianEnglish
Блог Отсюда начнём   |   Главная статья   |   О блоге   |   Обо мне   |   О тебе, читатель   |   Советский народ   |   Список статей   |   Ссылки   |   Контакт   |   RSS  Лента RSS [Feedburner]
    33   34   35   36   37   38   39   40   41   42     
[ред. 02.08.2012]

Поздно о духах...

Впечатления от последней встречи кружка противоречивые... Как выясняется, из тех выводов, к которым мы приходим, в головах оседает немного. ;)

Я полагаю, целью наших встреч являются выводы, не так ли? – Не эмоциональная накачка, не взаимное воодушевление – но мысль. Холодная, прозрачная и четкая в своих очертаниях мысль. Не огонь (он уже зажжен), но сосуд для огня. Не воспитываем, не воспитываемся – но думаем, собираем обрывки мыслей в нечто единое, формируем целостное сознание – индивидуальное и общее, нас между собой связывающее. Кургинян, да, воспитывает – также как мать (или отец) воспитывает дитя, читая ему правильные книги, и говоря верные слова. Кургинян, как маг, "колдует" над "Сутью времени", стараясь раздуть остывший "дух коммунизма". Проблема однако в том, что духу как таковому более нет места, нет места вообще в нашей картине мира – в той, что принимается нами по умолчанию (даже теми, кто всеми силами пытается ее отрицать): ни "духу коммунизма", ни "духу пролетариата", ни "духу капитализма" (с его протестантской этикой, – уступившей откровенной наживе), ни мировому духу – ни человеческому. Пытаясь разобраться в разворачивающемся (в выступлениях Кургиняна) бесконечном веере этих духов – мы приходим к выводу, что все это понятия из разных сфер, и имеют немного общего между собой . Они имеют силу и смысл лишь внутри определенных контекстов (смысловых систем, в которые они входят наряду с другими понятиями – в каждой системе своими), – вырванные же из этих контекстов они остаются лишь образами – родственными образам... ну скажем Змея-Горыныча или Быбы Яги из детских сказок. Нагромождение этих понятий стимулирует мысль, это так, – но само по себе таковой в полной мере не является, давайте не будем на этот счет заблуждаться... [ читать дальше > ]

Суммируя (после очередной встречи кружка в пятницу), можно назвать три причины распада СССР:

Первая, "закон замещения элиты", об этом было достаточно сказано: чуть только жизнь налаживается, входит в спокойное русло – тут же борцов за идею (прошедших решето жесткого – жестокого – отбора на качество – каким являются революции и войны) вытесняют из власти люди, которым нужна власть ради власти – ради благ и денег. Это процесс более или менее растянутый во времени (на годы и десятилетия), но неумолимый. Его можно попробовать сдержать выборной демократией – но проблемы в целом демократия не решает, поскольку она лишь приводит в действие другие механизмы проникновения во власть – просачивания туда отнюдь не тех, кому там следует быть.

Между прочим, этот процесс можно рассматривать через универсальную марксистскую призму "конфликта производительных сил и производственных отношений" – продолженного из капитализма в социализм: появление оторванной от рабочего класса номенклатуры – стремящейся в конечном итоге всё приватизировать под себя, – связано с характером управления производством – то есть именно с производственными отношениями. В данном случае мы можем наблюдать как они одерживают победу над производительными силами.

Вторая, "экзистенциальный взрыв": предельные смыслы, которыми мы пытались жить в советское время, оказались на поверку совсем не предельными... Весьма ограниченными. Попросту говоря – детскими, юношескими. Что нам осталось: любовь и творчество. Любовь и творчество – хорошо, прекрасно, но где смерть? В марксистско-ленинской идеологии, в советском мироощущении ("вечно молодом"), в нашей культуре не было места смерти – разве что где-то на задворках культуры смерть являла свои странные гримасы. Рано или поздно каждый из нас понимает, что не бессмертен – и в связи с этим нас посещает вопрос о смысле (не путать со страхом смерти!), – тот вопрос, который не находит, естественно, решения в игре или удовольствиях, – но также не находит его в романтической любви и в творчестве, все равно в каком – художественном, техническом или научном. Тот вопрос, который решается всякой религией естественным образом, жестко выпадает из светской культуры, неожиданно взламывая, корёжа её! Опасность является опять же в спокойное время – когда смерть удаляется из поля прямой видимости, – удаляется, но никуда же не девается! Напряжения накапливаются... [ читать дальше > ]

[ред. 23.06.2012]

Причины распада СССР. Итоги обсуждения

Никакое виртуальное общение не заменит реального. А поскольку "философский кружок" удалось наконец организовать в реале – то центр тяжести своих усилий теперь я переношу в реал – пока не знаю как надолго. На этот раз – подвожу итоги последней встречи (моё видение итогов, разумеется :)).

Я хорошо понимаю, что цели участников движения "Суть Времени" весьма расходятся: для кого-то, к примеру, целью является уяснение для себя определенных мировоззренческих вопросов, для кого-то самореализация, для кого-то общение... Но главное, что объединяет людей (сплачивает костяк организации) – это все-таки стратегическая задача – идея "СССР 2.0". Однако давайте признаемся, помимо этого воодушествляющего названия, мы мало что имеем... Чтобы понять, что такое СССР 2 – надо разобраться в судьбе СССР 1, – чтобы не повторить вновь эту судьбу. Таким образом, главным вопросом является дифференциал, предполагаемое различие между этими версиями... Но на вопрос в чем должно быть заключено такое различие я неизменно слышу набор благих пожеланий, – типа того, что до сих пор наш грузовик только ездил, а теперь мы говорим ему "лети!" :) Согласимся, что имеется определенное различие между научной фантастикой и наукой... Итак, чтобы перейти к рассмотрению того, что мы хотим построить, надлежит проанализировать недостатки прежней версии, а главное – причины распада СССР 1 (что и было темой встречи). Причин этих находится бездна – но если проследить в свою очередь их причины, а также причины тех причин – и добраться таким образом до самых истоков – приходишь (как мы убедились) к выводам самым незамысловатым: руководящая элита СССР не хотела более его сохранять, а само общество не сумело (а отчасти и не хотело) элите противостоять. С одной стороны предательство – с другой инфантильная беспечность. "Верхи не хотят – низы не могут". Зарубежные враждебные влияния, несомненно, имели место – но вряд ли были бы в силах сами по себе разрушить Советский Союз. Выводы простые – и оттого удручающие... Сложность вселяет надежду – на то, что внутри нее где-то таится подвох, логическая ошибка, надо лишь покопаться... Но когда всё просто – надежде зацепиться не за что. [ читать дальше > ]

Культ культуры

Стоит лишь покинуть пределы отвлеченного философствования, становится ясно – ум (сознание или мышление) на роль духа не годится совершенно. Нетрудно вспомнить, что было общеупотребительным заменителем духа в советское время – "уровень культуры".

Дух стал отождествляться с культурой, духовность – с культурностью, и все бы ничего, но культура неотделима от своей материальной составляющей – от вещей, являющихся ее наполнением. Помните, «Повышаем культурку, вешаем коврики на сухую штукатурку» (из фильма "Операция Ы"). :)

Для сравнения, в христианстве признаком духовности, напротив, является аскетичная удаленность от вещей и непривязанность к продуктам культуры – даже их отторжение. [ читать дальше > ]

[ред. 05.07.2012]

Сознание и отражение

Непосредственным предшественником ощущения (а значит и "сознания") в диамате, его нижней ступенью считается "отражение" (Ленин: «Логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения»). Это неочевидно...

В качестве примера, поясняющего суть "отражения", часто приводится формирование изображения светом на фотопластинке . Если подумать, пример этот мало что доказывает – на самом деле то, что на фотопластинке мы видим отражение реального мира, его копию – разве это не свойство присутствующего в наблюдении неявно человеческого сознания, – а без него никакого отражения и нет вовсе?! На фотопластинке изображение остается рассеянным по отдельным (потемневшим и оставшимся светлыми) точкам, а наша способность различить там целую картинку, образ реальности, связана только с тем, что эта картинка складывается в целое уже в нашем сознании – как в одной единственной точке! Казалось бы, сравнивать отражение реальности в человеческом сознании (внутри познающего субъекта) и на фотопластинке (внутри материи) – некорректно, – поскольку точки фотопластинки отдельны... Но в диамате это не так! Там материя неделима, вот ведь в чем дело! [ читать дальше > ]

[ред. 16.03.2012]

Познание как диалог

Ленин в своем "Материализме и эмпириокритицизме" отчаянно спорит с Кантом и его последователями по поводу познаваемости мира, природы. Но казалось бы, велика ли – между ним и Кантом – разница? Кант утверждал непознаваемость ("вещей в себе"), Ленин – познаваемость – но в бесконечном пределе, – что на поверку тоже значит никогда!

ВОЗРАЖЕНИЕ: У Ленина и Маркса – вслед за Гегелем – происходит замена познающего субъекта: он мало напоминает человека (индивидуального "наблюдателя" вселенной). Познающий субъект становится социальным: все общество в целом наращивает свои знания – и познавательные возможности (кстати, критерий знания – это не моя личная, но социальная практика). И даже это не предел... Субъект развивается дальше, и бесконечно. Таким образом, для него что потенциальная бесконечность – что бесконечность актуальная, свершившаяся – всё одно (как и для гегелевского мирового духа). [ читать дальше > ]

Появилась хорошая аналитическая статья А.Дугина, обращенная к левым (что само по себе знаменательный факт), рекомендую прочитать полностью, в основном с ней согласен. По поводу идеологии КПРФ – вернее, ее отсутствия:

«КПСС была распущена после либерального переворота августа 1991 года. Позднее Зюганов на ее останках основал другую структуру – КПРФ, которая провозгласила себя «правопреемницей КПСС». При этом на самом первом этапе КПРФ сделала ставку на национальную (националбольшевистскую) составляющую, не остановившись перед прямой реабилитацией Сталина и дружелюбно приняв целый ряд правоконсервативных идеологических ориентиров: православие, монархию, иерархию, национальную самобытность России, геополитический метод анализа и т. д. Однако настоящей идейной работы по выяснению того, как соотносятся между собой ортодоксальный марксизм, ленинизм, троцкизм и сталинизм, а также какое к этому отношение имеет еврокоммунизм и западная социал-демократия, как следует трактовать коммунистический опыт стран Азии (Китай, Вьетнам, Северная Корея, Камбоджа), Латинской Америки и Африки, не было проделано. Фигуры умолчания, противоречия и множественные сочетания несочетаемого сохранились в КПРФ как ее фирменный стиль.»

[ читать дальше > ]

И в дополнение цитата из недавней статьи А.Дугина:

«Распад Советского Союза в начале 90-х нельзя объяснить только наличием «пятой колонны» и давлением внешних врагов. Причины кризиса были внутри самой советской коммунистической системы. Идейное разложение и распад этой системы явились той средой, в которой произросло поколение либеральных реформаторов, похоронивших великую страну и общество социальной справедливости. Советская система сама породила своих могильщиков. И, соответственно, созданная в начале 90-х на развалинах КПСС Коммунистическая партия Российской Федерации автоматически получила в наследство вирус, погубивший ее прямую предшественницу – КПСС. Русский большевизм с самого начала отличался от классического марксизма весьма существенно.»

[ читать дальше > ]

Прочувствовать контраст двух картин мира – нынешней и прежней, – можно заглянув в "Исповедь" Августина Блаженного: [ читать дальше > ]

Диамат и христианство

На первый взгляд, введение в рассмотрение языка – простой методический прием (почти что косметическая процедура) – помогающий всего лишь ясно представить, понять суть того, о чем идет речь в философии диамата. Однако он имеет далекоидущие последствия.

Во-первых, он заставляет отнестись к языку совершенно иначе, чем мы привыкли это делать – не как к человеческому приспособлению, полезному социальному изобретению или средству обмена данными. Мы должны относиться к нему (в материализме) как к имманентному свойству материи, к Логосу – пронизывающему всю ее "толщу". – То, что мы привыкли называть человеческим языком – лишь краешек этого вселенского Логоса . [ читать дальше > ]

    33   34   35   36   37   38   39   40   41   42     
список
обновления
Список последних постов
Контактная форма На следующую страницу спискаВ начало блога
Следите за обновлениями сайта:
 Feedburner Рассылка
 ВКонтакте