Колчанов.ru
RussianEnglish
Блог Отсюда начнём   |   Главная статья   |   О блоге   |   Обо мне   |   О тебе, читатель   |   Советский народ   |   Список статей   |   Ссылки   |   Контакт   |   RSS  Лента RSS [Feedburner]

01.07.2012 (5)

последняя правка 15.08.2012

2.5. Советский дух - состоялся ли?
Второе письмо С.Е.Кургиняну (продолжение)

>  «В Советском Союзе был этот слой – но этот слой оказался состоящим либо из трусов, либо из людей, обнаруживших в себе страсть к бизнесу, либо из негодяев. Вот в чем загадка СССР.»

Преобразование социальных отношений – замена "плохих" на "хорошие" – приводит ли к развитию духовности, как одно время надеялись, – в социальном масштабе? Кто спорит (таких всё меньше), в Советском Союзе было хорошо – но по итогам, состоялось ли главное, о чем мечталось – развитие духа?

Лучшие умы СССР – небожители – все как на подбор оказались гаденышами и трусами. А все прочие – беспечными, наивными детьми. О "гнилой интеллигенции" – тоже, между прочим, носителе духа – и вовсе говорить неудобно... Каков тогда итог советского времени, получилось ли создать более совершеннного (духом) человека? Народ получил образование, да. Народ получил доступ к богатствам культуры, к искусствам, возможности для научного, технического творчества. И это верно. Но воспользовался ли он этим в полной мере – для развития духа?! Чего же еще было для этого нужно?! Или может быть мы как-то не так дух понимали?

Надеюсь, этот вопрос не будет сочтен провокационным. Более того, думаю, мы с вами, Сергей Ервандович, сойдемся в ответе, – я вспоминаю, как-то вы противопоставляли Окуджаву – Высоцкому...

Что это такое, этот наш искомый советский дух? Как и всякий "мирской дух" (т.е. ограниченный, "гуманистический" дух – см. выше), он определяется перечислением основных его черт. В качестве их набора подойдет, мне кажется, чтоб не изобретать, "моральный кодекс строителя коммунизма". Не спорю, он создает несколько идеалистический образ советского человека – но такова и цель, определить идеал. А вообще говоря, в нем много правды – советский человек формировался по такому именно образцу: уважение к труду, преданность родине, коллективизм, нравственная чистота, простота и скромность... Но каких-то главных черт в этом образце не хватает – что и стало причиной слабости конструкции... Чего в надлежащий момент не оказалось в достатке, это духа-мудреца – и духа-война, – способности к осознанию опасности и готовности сражаться до конца. Где-то произошло размягчение духа, превращение его в вялую душевность... Огонь выгорел...

Вспомним, с чего все пошло. Что, первоначально предполагалось, должно обеспечить духа? [*1] Материальное развитие – в соответствии с марксистской парадигмой. Хрущев – с его стремлением обеспечить в первую очередь материальное благополучие ("Догоним и перегоним Америку по молоку и мясу") – в целом действовал в рамках этой парадигмы [*2]. А она в свою очередь – следовала традиционным принципам гуманизма, "Все во имя человека, все для блага человека". Самопроизвольные ограничения программой не предусмотрены. Хоть простота и скромность – похвальные для советского человека качества, но и только... Вообще, вспомним, любые гуманистические (нравственные) потуги слабы в главном – в мотивации: а почему собственно принципы обязательны к исполнению. Нет ведь Бога – ни в качестве ориентира, ни в качестве судьи, – можно особо не напрягаться. Просто вспомните для сравнения о том, какую напряженную борьбу ведет постоянно с неподобающими вожделениями христианин...

Духовная сила, как и физическая, для своего развития требует упражнения. Дух крепнет в противостоянии – противостоянии либо злу, либо самому себе, своим страстям. Но к чему мы пришли в "развитом социализме": социальное зло – в основном побеждено, с собой бороться незачем – "негуманно", мозги напрягать тоже особых причин нет – "наверху виднее". Как-то все стало очень поверхностно...

Что нам осталось? Твори, выдумывай, пробуй – и только?! Но духовность рождается не иначе как из осознания смерти – а оно в нашей "вечно молодой" (и столь же наивной) цивилизации оказалось почти-что за рамками приличий. Шукшин, Высоцкий, много ли было тех, кто рискнул к этой теме приблизиться... Сознание смерти, лишь оно, принуждает человека напряженно всматриваться в собственные глубины – оставив на время в стороне и "созидательный труд", и "познание", и "творчество", и "общение". Трудолюбие и коллективизм – признанные советские добродетели, – и они же – средство отвлечения внимания от опасных вопросов... По поводу смерти идеология глухо молчала, – а вопросы превращались в безнадежные стенания... Что нам твердила оптимистическая "материалистическая диалектика" – рано или поздно предельных смыслов (то есть коммунизма) достигнем, – если не мы, то наши дети. Материализм уговаривал положиться во всем на объективное движение материи, и по поводу направления движения ("развития духа") не беспокоиться, – диалектика же призывала просто посвятить этому процессу жизнь, стать звеном процесса, – глупые размышления о смерти забыть.

Согласно диамату, нет никакой иной реальности, кроме "объективной реальности", – что значит, нет никаких достойных вопросов, кроме тех вопросов, которые задаются от имени субъекта науки – а субъект науки не знает, что такое смерть, не хочет знать, он вечен... Вернула вопросы война, и – породила колоссальный всплеск духа (военная поэзия, военные песни)! Мы "питаемся" остатками того духа до сих пор.

Получается, что развитие духа происходит вовсе не в силу определенного "материального обеспечения" – а напротив, происходит в состоянии крайнего напряжения, – а способствуют ему страдания и болезни (напоминающие человеку о его смертности)... Изгоняя их, добиваясь "лучшей жизни", мы приходим в итоге к обнищанию духа. – Получается замкнутый круг, "за что боролись – на то и напоролись". Давно известная вещь: жирные, сытые, довольные времена – для духа самые опасные, – и советский опыт говорит о том же. Что же делать? Смириться с несправедливостью, бедностью, голодом, болезнями или злодейством? Тогда мы перестанем быть людьми, опять же – предадим дух...

Я так думаю, все проблемы мира мы не решим – а значит наша лень не сумеет наш дух усыпить окончательно. ;) Жирные времена – это только времена... И тем не менее, если мы хотим сохранить свой дух в подобающем состоянии (я обращаюсь к тем, кто собирается быть авангардом, движущей силой общества), в состоянии готовности к действию, нежиться нам особо не следует. – Опять же памятуя о том, что "рыба гниет с головы" – и разлагается авангард тоже вперёд всех... Что же, истязать себя веригами? Это лишнее, но вот определенный аскетизм, умеренные материальные ограничения будут полезны. Думая о грядущем "ордене меченосцев", первейшим и незаменимым принципом отбора его членов я вижу аскетизм. Подчеркиваю, речь не о том, чтобы навязывать аскетизм всему обществу – но тем, кто хочет быть его элитой, этого не миновать. В рамках чисто гуманистических установок ("Все во имя человека, все для блага человека"), не предусматривающих никаких ограничений, решения сформулированной дилеммы, так думаю, не существует.

Подчеркну, аскетизм не панацея – поскольку от него можно уклоняться, его можно в конце концов отменить... Ну а главное, аскетизм – ничто без своей духовной компоненты, – без неё не удержится. Потому всё снова упирается в дух – и в картину мира – в которой дух смог бы найти себе место... Однако дух содержится в теле, – а сытое, изнеженное тело – сосуд для духа плохой, "бытие определяет сознание". И снова таки возвращаемся к аскетизму... Короче, каждый из компонентов этой пары является обязательным.

[*1]
Первоначально – то есть начиная с Маркса и вплоть до формулировки "Морального кодекса строителя коммунизма". Формулировка этого кодекса и стала признанием недостаточности "материалистического" подхода.
[*2]
Не следует однако понимать это утверждение слишком буквально. Хрущев не тот человек, рядом с которым можно поставить слово парадигма :)
список
обновления
На главную В конец блогаНа предыдущую страницу списка
01.07.2012 (5)
ред. 15.08.2012
2.5. Советский дух - состоялся ли? Второе письмо С.Е.Кургиняну (продолжение)
Контактная форма На следующую страницу спискаВ начало блога
Следите за обновлениями сайта:
 Feedburner