Колчанов.ru
RussianEnglish
Блог Главная статья   |   О блоге   |   Обо мне   |   О тебе, читатель   |   Советский народ   |   Список статей   |   Ссылки   |   Контакт   |   RSS  Лента RSS [Feedburner]

27.09.2010 (2)

последняя правка 10.06.2012

Символ веры и нравственность
(из переписки)

>  «Ты почитай "моральный кодекс строителя коммунизма" – это и есть коммунистический догмат веры!»

Перечитал, это представление о "хорошем человеке", это не догматы веры, – во что здесь ВЕРА? Если поразмыслить, – лишь вера в человека.

"Человек, это звучит гордо"? Это человеческое самомнение и самолюбование. Оно приводит к мысли, что "все во имя человека", потом возникает вопрос, – какого именно человека, обидно, если не меня... Вера в человека – сама по себе – не ведет к нравственности, если куда и ведет, то в противоположном направлении.

>  «Кстати, Андрей, исходя из догматики коммунизма, нравственным надо быть, потому что люди равны, а человек человеку – друг, товарищ и брат.»

А в каком смысле люди равны? У них одинаков рост, вес, цвет глаз? Нет, конечно. Тогда равный ум, способности? И это не так. Возможности? Ну поскольку способности разные, то и возможности, наверное, отличаются. Тогда что?

Единственное – экономическое и социальное равенство. И такое равенство действительно вытекает из марксовой модели вселенной, так что можно приписать ему статус, близкий к статусу догмата.

Но это равенство не реальное, а скорее потенциальное, – оно реализуется только "в пределе", при коммунизме, – отчасти при социализме.

Во-первых, достоинство это довольно спорное. Именно оно вызывало самые ожесточенные нападки апологетов перестройки, и сейчас такое равенство не в чести. Многими оно воспринимается как одинаковая степень "лишенности" (в отношении частной собственности на средства производства), – равенство в беспомощности, низводящим человека до уровня "совка". – Человек сам по себе, без участия государственных структур или добрых дядь наверху не может по большому счету ничего самостоятельно ни предпринять, ни создать, ни даже себя (юридически) защитить. И для тех, кто так считает, такое равенство – беда, и должно быть уничтожено. Для них оно как раз безнравственно.

Во-вторых, такое равенство вряд-ли имеет отношение к природе или сущности человека, это свойство, зависимое от состояния общества. Таким образом, оно не накладывает на поведение человека никаких естественных нравственных ограничений, – ты можешь такое равенство принять, или можешь не принимать, – например, уехав на Запад, или став диссидентом.

Иными словами, это равенство – не свойство, а требование. С требованием можно соглашаться или напротив, ему противодействовать, и потому оно обладает потенциальной взрывной силой, способной не объединять, а напротив, разъединять людей.

Кстати, и при капитализме есть равенство (хотя бы формальное):

  • экономическое – равенство агентов рынка, обменивающихся своим товаром (включая тех, кто продает свою рабочую силу),
  • юридическое – равенство граждан перед законом,
  • политическое – равенство избирателей обеспечено процедурой подсчета голосов...

Но оно не делает человека человеку другом, товарищем и братом... Почему?

"Товарищами" становятся не в соперничестве, не в конкуренции, хотя бы и равной, а в сотрудничестве, – совместной работе, борьбе, совместном перенесении тягот жизни... То есть постольку, поскольку это имеет место.

Однако в благополучном обществе таких совместных тягот немного, да и вообще сытое общество стремится к дифференциации образов жизни, занятий, интересов. Так что даже пространство сотрудничества невелико... – Разве что, как в юности у нас было, субботники, да поездки "на картошку".

Теперь сравним, что в христианстве. – Тоже равенство людей, – но перед чем? Равенство перед Богом и равенство перед смертью. Такое равенство и делает людей "братьями во Христе". – Смерть, впрочем, тоже в какой-то степени имеет потенциальный, предельный характер – но это такой предел, которому себя не противопоставишь, и наступает он не в социальной перспективе, а в личной перспективе каждого, – неотвратимо. Это равенство не природное, не социальное – а "сущностное", относится к человеческой сущности – но для того должен быть поставлен ребром вопрос о человеке, – а в "коммунизме" он толком не прозвучал (только в учении Маркса об "отчуждении", но связать это учение с экономико-классовым материализмом – попробуйте!).

список
обновления
На главную В конец блогаНа предыдущую страницу списка
27.09.2010 (2)
ред. 10.06.2012
Символ веры и нравственность (из переписки)
Контактная форма На следующую страницу спискаВ начало блога
Следите за обновлениями сайта:
 Feedburner Рассылка